Родители обычно являются самыми большими «болельщиками» ребенка. Поскольку дети, естественно, смотрят на своих родителей, их развитие значительно зависит от того, мотивируют ли их родители. Однако, как родитель, вы можете размышлять о том, что же может мотивировать вашего ребенка? Хотя все родители хотят, чтобы дети расширяли свои интересы и достигали целей, следует искать инновационные идеи, которые питают их любопытство и желание учиться.
Поиск уникальных и интересных способов мотивировать детей может помочь им в долгосрочной перспективе, т.к. в некотором смысле, родительская мотивация определяет поведение ребенка.
Мотивация: внешняя или внутренняя?
Мотивация - это то, что заставляет человека что-то делать, действовать определенным образом или повторять определенное поведение. Мотивация может быть внутренней или внешней.
Внутренняя мотивация - это самостоятельное желание достичь конечной цели, успеха в занятии, получении признания за выполнение определенной задачи, установлении счастливых отношений или просто переживании эмоций, таких как радость или умиротворение. Люди, которые внутренне мотивированы, стремятся к постоянному самосовершенствованию. Самомотивированному ребенку не нужно говорить, что делать или как себя вести, чтобы достичь конечной цели.
Но если ребенок не мотивирован внутренне, ему нужны постоянные напоминания и внешние мотиваторы, чтобы выполнить работу. Внешними мотиваторами для детей могут быть время у телевизора, мороженое или сладости, игрушки или каникулы.
Внешнюю мотивацию можно использовать, чтобы заставить детей вести себя желаемым образом, но именно внутренняя мотивация помогает им добиться успеха в жизни и создать здоровые отношения.
Внешние мотиваторы делают ребенка зависимым. Поэтому, когда вознаграждение или мотивация перестают существовать, поведение также перестает существовать. Как же можно формировать ребенка, заставляя его делать что-то позитивное без угощений или вознаграждений?
Несколько простых способов развития внутренней мотивации ребёнка.
Когда вам что-то нравится, вы этого хотите. А когда вы этого хотите, вы, скорее всего, приложите усилия, чтобы это получить. То же самое относится и к ребенку. Когда вы знаете своего ребенка и то, чего он хочет, вы будете знать, как его мотивировать. Посмотрите на своего ребенка как на личность со своими симпатиями, вкусами и предпочтениями. Узнайте, что его интересует, есть ли какая-то область или предмет, к которым он или она проявляет особый интерес.
Что обычно мотивирует вашего ребёнка?
1. Цели
2. Соревнование/вызов
3. Новые навыки
4. Направление
5. Награды
6. Цель
7. Благоприятная среда
Предложение наград не должно стать взяткой. Вы можете предложить им мороженое или шоколад. Вы можете пригрозить лишить их привилегий. Но прежде, чем что-то сделать, вот несколько вопросов, которые вы следует себе задать.
-
Будут ли эти методы работать?
-
Как долго вы сможете мотивировать своего ребенка с помощью внешних вознаграждений?
-
Что произойдет, если вы перестанете мотивировать ребенка?
Внешняя мотивация зависит от внешних факторов и в конечном итоге сойдет на нет. Важно сосредоточиться на развитии внутренней мотивации ребенка.
1. Постановка целей. Цели дают ребенку направление и понимание конечного результата, что облегчает выполнение задачи. Они могут быть такими простыми, как вовремя лечь спать, чтобы рано проснуться и вовремя прийти на пикник с классом, или выполнить домашнее задание, чтобы пойти поиграть. Однако ни одна цель не является самоцелью. Это может быть просто шаг, который нужно сделать, чтобы достичь долгосрочного результата.
Постановку целей можно начинать с детьми с трех-четырехлетнего возраста.
2. План. Когда вы знаете, куда идти, что делать, как это делать и когда это делать, это значит, что у вас есть план. А когда у вас есть план, легко достичь своей цели. Помогите ребенку планировать мелочи, которые он или она хочет сделать. Дети, как правило, спешат все сделать быстро. Помогите ребёнку узнать, что брать с собой, что не брать с собой для игры или еды и т. д.
3. Вознаграждение. Награды, пожалуй, самый распространенный способ мотивации детей. Для ребенка наградой может быть что-то такое простое, как время у телевизора, мороженое, торт или игрушка. Дети рады простым наградам. Но, как уже упоминалось выше, это осязаемые награды, могут быть похожи на взятки.
Значимой наградой может быть время, проведённое с мамой или папой, например, день, чтобы отпраздновать небольшое достижение. Иногда позитивное, радостное чувство или удовлетворение от того, что что-то сделано хорошо, может быть наградой само по себе. Можно спросить у ребёнка, что он чувствует, когда достиг результата.
4. Объяснение почему. Дети любопытны, им интересно знать почему разумно делать одни вещи и не делать другие и могут задавать много вопросов. И все, что ребёнку нужно - это прямые ответы на их вопросы. Важно потратить время на объяснение «почему».
5. Вдохновляйте. Кроме разговоров и объяснений, дети всегда замечают действия родителей, как вдохновение что-то делать или не делать, поскольку родители являются первыми образцами для подражания. Кроме того, родители играют важную роль в привитии детям таких ценностей, как эмпатия, сострадание и альтруизм.
6. Поощрение. Ребенок не всегда может быть успешным в том, что он делает, и неудачи могут демотивировать. Поощрение может помочь ему стать настойчивым и продолжать стараться изо всех сил, несмотря на неудачи. Используйте такие слова, как «отлично, это было здорово, хорошо постарался, продолжай в том же духе». Вдохновляйте ребёнка попробовать что-то, в чем он ранее потерпел неудачу. Когда вы это делаете, вы даете ему понять, что вы в него верите. Более того, постоянное поощрение может также укрепить его уверенность и самооценку.
7. Цените усилия, которые ваш ребенок вкладывает в задачу. Будь то завершение домашнего задания перед выходом на улицу, помощь с ужином или даже одевание в школу, ваши дети заслуживают похвалы. Небольшая благодарность время от времени отлично мотивирует ребенка стараться ещё больше.
8. Конкуренция. Когда вы соревнуетесь, ваш естественный инстинкт - победить. Этого одного достаточно, чтобы человек сделал все возможное. Один из способов побудить ребенка что-то сделать - превратить это в соревнование.
9. Предоставление выбора. Один из способов мотивировать ребенка — дать ему некоторый контроль над тем, что он делает, предоставив выбор. Например, спросите ребенка, хочет ли он надеть в школу платье A или платье B. Хотя он не может выбирать, идти ему в школу или нет, он может выбрать, как ему одеваться. Дети с большей вероятностью будут делать то, что они хотят делать, а не то, что мы хотим, чтобы они делали, а это значит, что наличие выбора может мотивировать.
10. Не будьте навязчивы. Придирчивость и навязчивость может демотивировать ребенка, сделать его непослушным и мотивировать делать противоположное тому, что вы хотите.
11. Помощь в принятии своих недостатков. У каждого человека они есть. Но недостатки не должны определять, добьетесь ли вы успеха в жизни. Важно не акцентировать внимание на недостатках, ребёнок может почувствовать себя неполноценными. Помогите ему найти способы использовать недостатки себе на пользу.
12. Осуждение. Один из самых простых способов демотивировать ребенка — это осуждать его. Когда мы осуждаем все, что делает ребенок, и вешаем ярлыки «хорошо», «плохо» или «недостаточно хорошо», он начнет опасаться пробовать что-то новое. Если перестать осуждать и вешать ярлыки, ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.
13. Помогите ребёнку увидеть общую картину. «Зачем мне заниматься математикой?» «Ненавижу физкультуру!» «Ненавижу экзамены!» Дети часто говорят такие вещи, потому что они сосредоточены на настоящем моменте, а не на общей картине. Математика может показаться не такой уж полезной в данный момент, но изучение этого предмета в школе может заложить основу для дальнейшей карьеры, которую ребенок захочет выбрать. Важно поговорить с ребёнком о том, какую пользу он может извлечь из образования.
И порой нет лучшего способа мотивировать ребенка, чем подарить ему немного удовольствия.
Автор: Анастасия Вячеславовна Дробина, психоаналитически ориентированный психолог, сооснователь платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids».