Развающий центр для детей КидБург поможет родителям в воспитании ребенка. В развлекательной форме дети получат новые знания, подготовятся к экзаменам и трудностям реальной жизни. С нами дети получат полезный опыт и веселое времяпровождение!

Тревога у ребёнка. Как понять и что делать?

Фото 1.jpg

Дети могут переживать тревогу намного чаще, чем это замечается взрослыми, а ведь это достаточно тяжелое переживание, которое может мешать ребёнку проявлять себя в разных сферах жизни, т.к. все усилия ребёнка, который находится в тревоге, направлены на то, чтобы с ней справиться. В таком состоянии ребёнок безусловно нуждается в помощи, поддержке и понимании. Давайте разберёмся в каких ситуациях ребёнок может переживать тревогу.

На каждом этапе развития дети и подростки сталкиваются с различными жизненными задачами и оказываются уязвимы в отношении решения разных жизненных вопросов, в связи с этим и тревоги, свойственные подросткам отличаются от тревог детей более младшего возраста.

Дети младшего возраста склонны беспокоиться о внешних вещах и бояться внешних угроз - животных или насекомых, темноты, монстров под кроватью или чего-то плохого, что может случиться с мамой и папой. Подростки же, напротив, в большей степени беспокоятся о себе — о своих успехах в школе или спорте, об изменениях в своем теле, о том, как их воспринимают другие, о том, как складываются их отношения со сверстниками.

Фото-2 (1).jpg

Основные причины тревоги у подростков

1. Изменения в теле, связанные с половым созреванием, которые подростки не могут контролировать, становятся причиной повышенной тревоги. Меняется известный и привычный образа себя: своей формы, запаха, текстуры, размера и подростки могут задаваться вопросом: “Что со мной происходит? Сколько это будет продолжаться? Когда это закончится? В кого я превращусь?» Подростки начинают становятся неуклюжими в своих «незнакомых» телах и реагировать на эти изменения самыми разнообразными чувствами – от отрицания того, что эти изменения вообще происходят, до замешательства, страха, опасения, облегчения, восторга. Обычно чувства смешанные: гордость и отвращение, волнение и беспокойство, и, прежде всего, застенчивость.

Развитие раньше большинства сверстников, или, наоборот, позже них, может заставить подростка чувствовать себя отличающимся от других, белой вороной, привлекающей внимание. Так, если 15-летний подросток еще не достиг половой зрелости и выглядит так, как будто ему 12, а его сверстники выглядят, наоборот, старше своих лет, эти отличия могут оказать довольно глубокое влияние на самооценку и уверенность в себе. Мысли о предполагаемых, реальных или воображаемых физических недостатках и особенностях вызывают сильный стресс, повышают уровень тревоги и мешают функционированию, заставляя избегать общения и контактов со сверстниками.

2. Как подросток выглядит в глазах сверстников – постоянные мысли об этом могут стать причиной изнуряющей социальной тревоги. Он испытывает непроходящее беспокойство о том, что его могут считать некомпетентным или глупым, как-бы не сделать что-то неловкое и в результате выглядеть смешным в глазах других. Подростки с социальной тревогой часто и очень интенсивно думают о том, что могут сказать или подумать другие, боятся проявлять себя на публике, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Социальную тревогу у подростков часто можно спутать с застенчивостью, но они сильно отличаются друг от друга. При социальной тревоге, подростки испытывают такой сильный страх быть отвергнутыми или страх предполагаемого негативного взаимодействия с незнакомыми людьми или в незнакомой обстановке, что они могут пытаться вообще избегать этих социальных ситуаций. В результате они могут изолировать себя от дружеских и романтических отношений и оставаться в одиночестве в подавленном состоянии, отрезая себя от контактов с другими.

Социальная тревога также может влиять на успеваемость. Например, тревожные подростки могут пропускать занятия, чтобы избежать возможной критики и осуждения в те дни, когда в школе назначаются групповые обсуждения или презентации.

Основные признаки тревожности у подростка

Симптомы тревоги у подростков могут проявляться по-разному: от замкнутости и избегания контактов до раздражительности и вспыльчивости. При этом тревогу часто легко не заметить, упустить из виду, потому что подростки хорошо умеют скрывать свои мысли и чувства. Вот некоторые из форм поведения, которые могут быть признаком тревожности подростка:

- Повторяющиеся страхи и беспокойства по поводу рутинных аспектов повседневной жизни.

- Раздражительность.

- Проблемы с концентрацией внимания.

- Крайняя застенчивость или чувствительность к критике.

- Уход от социальной активности.

- Избегание трудных или новых ситуаций.

- Хронические жалобы на боли в животе или головные боли.

- Снижение успеваемости или отказ от учебы и/или школы.

- Проблемы со сном.

- Употребление психоактивных веществ.

- Чрезмерное времяпрепровождение в гаджетах/компьютерных играх.

При этом важно учитывать, что многое из того, на чем обычно сосредоточены подростки, связано со школой, например, учеба, спорт, другие виды деятельности и общественная жизнь. Когда подростки сопротивляются посещению школы - это не обязательно будет связано с самой школой, а проблема может быть в беспокойстве, что учитель случайно вызовет к доске и страхе совершить перед всеми ошибку, страхе выглядеть неправильно у всех на виду и другие будут смеяться.

Как помочь подростку с повышенным уровнем тревоги?

Современные исследования показывают, что психологические консультации с подростками являются эффективным способом снижения повышенной тревоги и позволяют им освоить стратегии совладания с ней. Терпя тревогу, а не избегая вещей, которые ее вызывают, подростки узнают, что со временем тревога уменьшается или устраняется. Это становится возможным благодаря тому, что подростковая психотерапия помогает молодым людям лучше понять свои чувства и мысли, которые бывает трудно высказать вслух. Обозначение чувств и понимание тревог позволяет подростку почувствовать себя услышанным и понятым, что позитивно влияет на успеваемость, социальную активность, помогает наладить отношения дома и в школе со сверстниками.

Автор: Полина Андреевна Аузан, практикующий детский психоаналитический психолог, к.п.н., доцент НИУ ВШЭ, сооснователь платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids» https://teensandkids.ru/.