Мы все хотим, чтобы наши дети были социально успешными. Хотя им не обязательно быть самыми популярными детьми в классе, мы надеемся, что у них будут друзья.
Дружба — один из самых больших источников веселья в жизни ребенка, но она также имеет решающее значение для развития. Она закладывает основу для таких жизненных навыков, как умение слушать других, договариваться, справляться с конфликтами и самовыражаться. Она также является важным источником уверенности. По мере взросления детей дружба начинает играть еще большую роль в их эмоциональной и личной жизни.
Когда у детей нет таких отношений, это может серьезно повлиять на их настроение и уверенность. Ежедневное посещение школы может стать испытанием. Использование социальных сетей может быть угнетающим. Дети, которые одиноки, часто чувствуют себя отвергнутыми, «невидимыми» или чувствуют, что с ними что-то не так. А родители, наблюдающие со стороны, задаются вопросом, что они могут сделать, чтобы помочь.
Почему дети могут испытывать трудности в общении
Больно, когда видишь, что твой ребенок не заводит друзей, и не можешь понять, почему - или как помочь. Вот несколько возможных причин, по которым ребенок может не находить общий язык с другими детьми:
Он не понимает, как социализироваться. Правила социального взаимодействия могут казаться очевидными, но их нужно понимать. Когда ребенок не понимает ожиданий своих сверстников относительно того, во что играть, как делиться, когда говорить и как показывать, что он слушает, ему будет сложнее заводить друзей.
Он испытывает тревогу. Дети, так же, как и взрослые часто испытывают тревогу, когда попадают в новую ситуацию или компанию. У маленьких детей это проявляется в том, что они не могут играть с другими на игровой площадке или на празднике, например по случаю Дня рождения, или в других многолюдных местах, которые должны быть весёлыми, но они их ошеломляют и смущают. Социальная тревожность становится более распространенной по мере взросления детей. Некоторые дети с социальной тревожностью могут быть парализованы беспокойством о том, что другие их осуждают. Они могут взвешивать каждое слово в текстовом сообщении и так сильно беспокоиться о том, как они выглядят или что говорят, что перестают общаться с друзьями. Они могут быть настолько застенчивыми, что даже перестают есть в школьной столовой.
Он в депрессии. Основным симптомом депрессии является тенденция отстраняться от других. Дети в депрессии также более склонны интерпретировать вещи негативно и предполагать, что другие люди не хотят их видеть.
Он не «вписывается» в окружение. В среде, где у детей нет схожих увлечений, интересов или хобби, ребёнку просто очень сложно найти единомышленников и друзей.
Он медленнее взрослеют. Дети могут испытывать трудности с тем, чтобы чувствовать себя комфортно, когда они младше своих одноклассников или просто медленнее взрослеют. Также, они могли еще не развить социальные навыки, как их сверстники, или у них могут быть другие интересы. По мере взросления дети, как правило, догоняют, но в то же время они могут чувствовать себя беспомощными и одинокими.
Как помочь.
Как родители, мы часто хотим немедленно перейти к решению проблем, когда у нашего ребенка они возникают. Но лучше сначала замедлиться и просто выслушать, что говорит ваш ребенок. Давая детям возможность раскрыться и почувствовать себя услышанными, вы даете им понять, что говорить об эмоциях - это нормально, и что вы человек, к которому можно обратиться и довериться, когда им нужна помощь. Для детей, которые могут чувствовать себя отвергнутыми, демонстрация родительской заботы будет особенно значима. В противном случае мы можем придумать решение, которое не подойдёт для реальной проблемы.
Вот несколько стратегий для доверительного разговора:
Задавайте открытые вопросы. Например, если ваш ребенок говорит, что скучает по общению с кем-то, кого он раньше часто видел, вы можете задать вопросы об этом. «Что тебе действительно нравилось делать с ней? По чему конкретно ты больше всего скучаешь?»
Делайте наблюдения. Иногда комментарии являются хорошей альтернативой вопросам. Так что, если вы заметили, что ваш ребенок не проводит время с детьми так же много, как раньше, вы можете сказать ему об этом. Затем оставьте ему возможность высказаться.
Проявляйте интерес к происходящему. Демонстрация искреннего интереса имеет большое значение. Постарайтесь слушать без осуждения (или видимой паники) все, что говорит ребёнок. Постарайтесь также избегать чрезмерной реакции с излишним сочувствием или эмоциями, так как это может заставить ребёнка чувствовать себя еще хуже. Вы можете показать, что слушаете, отражая то, что он говорит («Похоже, у тебя сложная ситуация, но мы можем попытаться найти решение»), или говоря поддерживающие вещи: «Очень понимаю, что тебе сейчас непросто. Расскажи мне об этом поподробнее.»

Как помочь детям, испытывающим трудности в общении
Составьте план. Когда что-то сбивает с толку или пугает, часто бывает полезно разбить путь к решению проблемы на мелкие шаги.
Практикуйте социальные навыки. Постарайтесь предоставить ребёнку достаточно возможностей для практики в своем собственном темпе в благоприятной среде. Поговорите с ребёнком о том, что он считает сложным - возможно, как выходить из конфликтов и договариваться, как начать знакомство/что сказать, в какие игры можно играть, в том числе обсуждая правила игры. Вы можете привлечь родственников или друзей семьи и разыграть различные социальные ситуации или поиграть в настольные игры, нацеленные на коммуникацию. Это даст ребёнку возможность и опыт потренировать социальные навыки в безопасной обстановке.
Подбадривайте. Дети, которые чувствуют тревогу или депрессию, менее склонны выставлять себя напоказ. Когда они говорят, что хотят остаться дома, сложно понять, насколько это желание сильное и нужно ли настаивать на обратном. Можно напомнить ребёнку, что вполне вероятно он хорошо проведёт время и повеселится, если пойдёт на мероприятие или просто выйдет на прогулку.
Проверьте реальность. Иногда дети могут испытывать трудности в общении, потому что склонны к непониманию ситуаций. В большей степени это связано с текстовыми сообщениями, большими групповыми чатами и социальными сетями. Дети, которые находятся в депрессии, также более склонны думать о происходящем в негативном ключе, даже когда это не оправдано. Например, многие подростки сосредоточены на себе, поэтому они думают, что, если отношения рухнули, то это они сделали что-то не так. Но, возможно, есть и другие причины. И важно обсудить с ребёнком, что причины кроятся не только в нём, чтобы в дальнейшем он перестал винить только себя.
Ищите друзей в другом месте. Попробуйте найти для ребёнка группу или занятие, которое ему было бы интересно. Участие в чем-то, что они действительно считают захватывающим, повысит их уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Многие дети также успешно используют интернет, чтобы исследовать узкоспециализированные интересы или просто общаться с большим количеством детей. Однако очень важно, чтобы родители рассказали своему ребенку о безопасности и опасности в интернете. Если вы обеспокоены тем, что все, что хочет сделать ваш ребенок, это сидеть у экрана компьютера или планшета, важно помнить, что экраны стали основным способом взаимодействия детей друг с другом. Благодаря социальным сетям дети часто общаются со своими сверстниками ближе, чем думают родители. Видеоигры также могут быть гораздо более социальными, чем может показаться на первый взгляд.
Если вы обеспокоены одиночеством и социальной изоляцией своего ребёнка и испытываете затруднения, чтобы справиться и повлиять на её самостоятельно, важно обратиться за консультацией к профессионалу – психологу, который поможет понять причины и найти подходящее решение проблемы.
Автор: Анастасия Вячеславовна Дробина, психоаналитически ориентированный психолог, сооснователь платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids» https://teensandkids.ru/ .