Учеными Института физиологии РАО проводилось исследование, как реагирует организм ребенка на самые простые нагрузки в процессе адаптации к школе. Регистрировали и анализировали сердечный ритм и дыхание детей в процессе учебных занятий. Ожидалось, что процесс адаптации к школе сложен для организма, но ни в коем случае не могли предположить, что ребенок может настолько остро реагировать на учебную нагрузку. Ошибочно считать, что адаптация к школе длится неделю, в крайнем случае, две недели, и, собственно, ничего особенного не происходит, ну 4 урока, особых нагрузок при этом ребенок не испытывает. Однако исследования показали, что функциональное напряжение организма ребенка по степени напряжения в процессе занятий в школе в первые недели обучения можно сравнить с состоянием космонавта в невесомости. Эти данные на протяжении многих лет перепроверяли, потому что в это сложно было поверить и оказалось, что в независимости от того, имеет ли ребенок 100% здоровье или нет, данные подтверждались – ребенок испытывает сильнейшее функциональное напряжение.
Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15-30 ударов.
Родительские ожидания.
Для того чтобы понять, что такое адаптация и как она проходит хорошо бы разобраться в том, каким было дошкольное детство ребенка и с какими ожиданиями родители отдают его в школу. От этого во многом зависят проблемы адаптации или успех. Остановимся на самых распространенных ожиданиях. Раньше ожидалось, что мотивацию может определить новый ранец или красивый пенал - сегодня это очень редкая ситуация. Ведь почти 100% современных дошкольников имеют красивый пенал и ранец еще далеко до школы. С ними занимаются в детском саду или на различных дополнительных занятиях, кружках или секциях. И, как правило, родители абсолютно убеждены, что специальная усиленная подготовка, которая не всегда по силам ребенку, необходима. Да, до школы ребенка возможно научить читать, писать, считать, и выполнять даже математические действия. Но это не означает, что то, что будет предлагать школа, будет соответствовать тому, что ребенок умеет.
Для того чтобы этап подготовки к школе проходил благополучно, необходимо предъявлять ребенку адекватные требования, то есть то, что предлагает взрослый (педагог, воспитатель, родитель) должно быть по силам ребенку, он должен получать удовольствие от этих занятий, а главное разносторонне развиваться через игры, прогулки, а не обучение за партой до школы.
Но, к сожалению, чаще всего на этапе подготовки к школе формируется так называемая «выученная или обученная беспомощность», когда ребенку предлагают новое дело, что-то сложное, что он еще не умеет делать, ребенок отодвигает это от себя и говорит: «у меня не получится». И с этим ребенок приходит в школу – со страхом неудачи, с тревогой по поводу того, что у него не получится. Такую ситуацию важно корректировать до школы. В противном случае велика вероятность, что период адаптации для ребёнка может стать травмоопасным.
Важна также установка, с которой ребёнок придёт в школу, и она во многом зависит от ожидания родителей. Бывает так, что родители ожидают, что в школе у ребёнка будут только победы, достижения и успехи. Такая установка – это своего рода ловушка, т.к. в процессе обучения всегда есть разные проблемы и неудачи. Установка только на достижения и успех, может сыграть злую шутку. Больше 60% детей сегодня испытывают очень серьезные проблемы именно в обучении, но есть еще проблемы в общении со сверстниками и во взаимодействии с педагогом. Ещё одна проблема, которая может быть не так заметна родителям - это проблема физической нагрузки и перегрузки, которая очень высока в процессе адаптации, потом она несколько снижается, но все равно любая учеба – это сильное напряжение.
Особенности адаптации школьников в первом классе.
Адаптацию к школе можно разделить на два вида. Это физиологическая адаптация – адаптация организма и психологическая адаптация. Физиологическая адаптация в среднем длится 4- 6 недель, есть дети, для которых весь первый год – это год адаптации. Адаптация к школе сложна, т.к. кардинально меняется жизнь ребёнка:
1. новый режим;
2. новый вид деятельности;
3. новые условия: новый взрослый – учитель, со своим темпом речи и требованиями, к которому придется привыкать.
4. адаптация к темпу коллективной деятельности.
Психологическая адаптация длится от 1-3 недель и касается в основном коммуникации ребенка.
Сложнее физиологическая адаптация проходит у детей ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, с ослабленной или очень чувствительной нервной системой. А психологическая адаптация проходит сложнее, если у детей были ограниченные контакты со сверстниками или чужими взрослыми.
Как понять, что что-то пошло не так?
Если вы замечаете у ребёнка:
∙ устойчивое негативное отношение к школе;
∙ сниженное настроение;
∙ нарушение контактов с одноклассниками;
∙ отсутствие интереса к учебе;
∙ повышенная отвлекаемость на уроках;
∙ нарушение дисциплины;
∙ повышенный гнев и агрессивность;
∙ повышенный страх и тревожность;
∙ низкая активность на перемене;
∙ устойчивое плохое самочувствие;
∙ низкая успеваемость.
Учеба – это труд, причем труд тяжелый, как мы уже выяснили равный труду космонавта. В школу не рекомендуется торопиться, желая отдать ребёнка пораньше: с 6 или 6,5 лет. Ведь 7 лет – это возраст физиологической зрелости - уровня развития функциональных систем организма ребенка и состояния его здоровья, с которой он будет способен к произвольной деятельности и готов выносить учебную нагрузку.
Желаю мягкой адаптации к школе детям и их родителям. Если остаются вопросы, сложности и переживания по процессу адаптации ребёнка к школе, их можно разрешить на консультации с психологом.
Автор: Шулепко Алеся Александровна – детский и подростковый психолог платформы детских психологов Teens&Kids.