Развающий центр для детей КидБург поможет родителям в воспитании ребенка. В развлекательной форме дети получат новые знания, подготовятся к экзаменам и трудностям реальной жизни. С нами дети получат полезный опыт и веселое времяпровождение!

Навязчивые мысли, действия и ритуалы у ребёнка. Зачем и на что обращать внимание.


Навязчивые мысли, действия и ритуалы (ОКР)  - это психологическое состояние, которое может нарушить повседневную жизнь и деятельность ребенка. Это состояние заставляет ребёнка чувствовать себя обязанным совершать определенные действия, чтобы справиться с напряжением, вызванным навязчивыми мыслями. Эти действия могут негативно влиять на образование и социальные связи ребенка. Однако, его можно контролировать и эффективно корректировать, если диагностировать на ранней стадии. Знание признаков может помочь выявить проблему на ранней стадии.

Некоторые дети знают, что навязчивые мысли, действия и ритуалы – это ненормально и пытаются их скрыть. Как родители могут это заметить и на что следует обращать внимание:

  1. Чрезмерное мытье рук: дети могут слишком часто мыть руки, из-за чего кожа становится сухой и может трескаться. Они считают, что частое мытье рук необходимо для предотвращения смертельных заболеваний.

  2. Экстремальные меры гигиены: дети могут часто убирать и расставлять определенные вещи или избегать прикосновения к определенным вещам, поскольку считают, что это может быть вредно.

  3. Чрезмерное стремление к совершенству: ребенок может вносить многочисленные исправления в школьные задания или выполнять другие задания, чтобы добиться совершенства.

  4. Частый подсчет предметов: дети могут считать различные предметы, например, ступеньки, плитку на потолке, шаги или количество предметов в контейнере, делая это в уме или слух.

  5. Особое внимание к ритуалам приема пищи: дети могут есть пищу в определенном порядке, стучать ложкой или вилкой определенное количество раз, могут отказываться есть некоторые продукты, жевать определенное количество раз или нарезать еду на определенное количество кусочков. Они могут не есть, если эти ритуалы не разрешены. 

  6. Поиск чрезмерного утешения: ребёнок может просить утешения по поводу разных ситуаций больше, чем обычно. Он чувствует страх, не причинил ли он вреда другим, или переживает сильные опасения по поводу безопасности. 

  7. Накопительство: некоторые дети могут копить старые журналы, тетради, сломанные игрушки или другие бесполезные вещи, так как считают, что выбрасывание их может нанести вред, т.е. из-за страха их выбрасывать. 

  8. Суеверия: дети старшего возраста могут иметь крайние убеждения относительно вещей или действий, которые могут приносить удачу или неудачу.

  9. Странное поведение: ребенок может демонстрировать необычное поведение, например, садиться, вставать, а затем садиться на стул.

Нежелательные и повторяющиеся идеи, картинки, сомнения или импульсы являются примерами навязчивого мышления.

 Наблюдая такое поведение, родители могут чувствовать себя беспомощными, сбитыми с толку и полными отчаяния, замечая, как их некогда беззаботный и жизнерадостный ребёнок погружается в ловушку навязчивых действий и ритуалов.

Иногда это бывает до такой степени, что он не может выполнять даже основные жизненные навыки: вставать с постели, ходить, читать, есть, купаться и т. д. 

Дети могут испытывать стресс и беспокойство, если они не могут осуществить свои навязчивые действия или им мешают это сделать.

Признаки появления навязчивых мыслей, действий и ритуалов могут проявляться в разном возрасте, но обычно, это происходит в возрасте от 8 до 12 лет или в позднем подростковом возрасте.

Ребенок, который ходит в школу может столкнуться с трудностями, связанными с его навязчивыми действиями и ритуалами. Например, его могут обзывать, что вызывает стресс и унижение. Следовательно, у него повышается риск изоляции, издевательств и социального отторжения. Такое поведение может привести к потере дружеских отношений, что еще больше повлияет на его общее социальное и психическое благополучие.

WhatsApp Image 2024-12-26 at 14.44.17.jpeg

Как окружающая ребёнка среда может способствовать возникновению навязчивых мыслей и действий?

Хотя точные причины такого психического состояния до конца не изучены, исследования показывают, что сложное взаимодействие генетических, биологических и экологических факторов способствует его развитию. Например, определенная семейная динамика, такая как конфликт или чрезмерная опека и контроль, а также травматические или стрессовые жизненные события, такие как смерть любимого человека, насилие или значительные изменения в окружении ребенка, могут в некоторых случаях спровоцировать или ухудшить уже существующие симптомы. 

Если вовремя не обратить на это внимание, могут возникнуть трудности с обучением из-за проблем с концентрацией, памятью и когнитивной обработкой. Это также может привести к социальной изоляции из-за смущения или страха осуждения. Социальная изоляция может еще больше ухудшить психическое здоровье ребенка и повысить риск задержек развития и проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия, тревожность, фобии и расстройства пищевого поведения. Это существенно влияет на общее качество жизни ребенка. Существует множество психологических методов и подходов, направленных на коррекцию и лечение такого состояние, опытный детский психолог поможет с ним справиться.

Автор: Анастасия Вячеславовна Дробина, психоаналитически ориентированный психолог, сооснователь платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids» https://teensandkids.ru/ .