Развающий центр для детей КидБург поможет родителям в воспитании ребенка. В развлекательной форме дети получат новые знания, подготовятся к экзаменам и трудностям реальной жизни. С нами дети получат полезный опыт и веселое времяпровождение!

Когда ребенок становится «неудобным» и что с этим делать.


Взрослея, ребенок начинает активно изучать мир. Настаивать на своем мнении, спорить, «тестировать на прочность» родителей и т.д. Проходя сложные этапы кризисов, родителям может показаться, что ребёнок становится «неудобным».

Когда мы, как родители поминаем, что происходит с ребёнком в той или иной возрастной период, нам становится проще понять его «неудобные проявления» и это очень важно, дать возможность ребенку развиваться, учитывая его возрастные особенности, с поддержкой и помощью взрослого. От того, как ребенок пройдет возрастные кризисы зависит его дальнейшая взрослая жизнь, психическое и физическое состояние. 


Этапы взросления ребенка:

  • Начиная с 3 лет. Ребенок начинает отстаивать свою самостоятельность «Я сам». 
  • От 4 до 8 лет начало социализации. Родители перестают быть единственными источниками информации о внешнем мире.
  • От 8 до 12 лет. Этап знакомства со школой. Развития волевой сферы. Развитие «умения» учиться, делать то, что надо и соблюдать правила. У ребенка появляется своя зона ответственности. 
  • От 12 до 18 лет. Подростковый возраст. Авторитет родителей утрачивает силу, у подростка более четко формируется своя точка зрения. Взрослым важно прислушаться и находить компромисс. Доверие, ответственность.
  • От 18 лет. Юношеский возраст. Если предыдущие этапы разделения прошли успешно, то к этому возрасту ребенок готов к взрослой жизни. 

Каких детей можно назвать «удобными»?

Причины такого поведения могут быть различные. Если ребенок слишком послушный и удобный – это повод скорее задуматься и насторожиться.

      

Почему ребенок может быть «удобным»?

  • Ребенок хочет быть хорошим для всех. Есть установка «любовь можно заслужить». Возможно, родители проявляли любовь и нежность к ребенку только когда он вел себя как им нужно. И такая реакция у ребенка закрепилась.

Это может приводить к тому, что ребенок начинает под всех подстраиваться, всем хочет угодить. Интересы других людей становятся выше собственных. Поскольку угодить всем – это невыполнимая задача, то такое поведение может привести ребенка или уже взрослого человека к страданиям. Человек не учится понимать свои желания. В дальнейшем это может привести к проблемам в принятии решений, в отделении от родительской семьи, сложности в проявлении инициативы и активности.

  • Слишком тихий ребенок. Совсем не доставляет проблем, его совсем незаметно. Возможно, ребенок уже делал не очень успешные попытки обратить на себя внимание взрослых и в итоге закрылся в себе.

Или он очень перегружен и хочет только одного, чтобы его оставили в покое и т.д.

            

Важно помнить, что личность ребенка формируется в общении со взрослыми. Ребенку нужна опора. Отношение родителей дает ребенку радость от своей активности, формирует уверенность в себе. В ситуации, когда поведение ребенка вызывает беспокойство, взрослый может сам проявить инициативу, например предложив совместную игру, заинтересовать и вовлечь его в общение.


Почему ребенок становится «неудобным»?

  • Ребенок может не понимать свои чувства, не уметь говорить об этом. С помощью крика, капризов ребенок может сообщать родителю что-то важное.
  • Желание привлечь внимание родителя. Для ребенка хуже всего – это безразличие родителей. Даже негативное внимание для ребенка лучше, чем безразличие.
  • Слишком высокая чувствительность ребенка, ранимость, тревожность. Сложность в регуляции эмоций. Ребенок может становиться слишком плаксивым или агрессивным. Может слишком резко меняться настроение, проявляться неуравновешенность.
  • Ребенок «тестирует на прочность» родителей, проверяет границы дозволенного. Как правило, такое поведение ярко проявляется в подростковом возрасте.

Как реагировать родителю?

  • Наладить коммуникацию и диалог с ребенком.
  • Именно родитель, прежде всего, учит ребенка обращаться со своими чувствами и эмоциями. Для ребенка поведение родителей – это пример на сознательном и бессознательном уровне.
  • Сначала «одеть маску на себя, потом на ребенка». Позаботиться о своем эмоциональном состоянии. Так как от этого напрямую зависит эмоциональное состояние ребенка. Чем ребенок младше, тем эта зависимость сильнее проявляется. Родителю необходимы душевные силы чтобы выдерживать различные проявления ребенка не срываясь. 
  • У родителя должна быть возможность спокойно анализировать происходящее, реагировать на поведение ребенка осознанно - с позиции взрослого человека.
  • Важна способность родителей спокойно принимать чувства и эмоции ребенка, особенно выдерживать его агрессию. Ребенку это дает ощущение стабильности, разрешение на проявление чувств. Он понимает, что злость не «разрушает» родителя. 
  • Проявлять спокойствие и доброжелательность. Устанавливать и соблюдать правила. Для ребёнка необходима последовательность и постоянство в поведении и установках родителей.

Если у вас остаются вопросы или недопонимания, или предпринимаемые действия не приносят результатов вы всегда можете обратиться за консультацией к детскому психологу, где вы найдете помощь, поддержку и совместное решение как скорректировать поведение ребёнка. 


Автор: Дарья Сотникова, подростковый психолог платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids» https://teensandkids.ru/.