Подросток не относится к особому и загадочному типу людей, как это склонны думать многие. Подростковый возраст - это переходная точка между детством и взрослостью. Для того чтобы переход состоялся, подростку необходимо пройти определённые стадии развития.
Срочная задача, стоящая перед человеком в подростковом возрасте, заключается в том, чтобы найти свою идентичность, понять: «Кто я?» , «Какой я?», сформировать собственные взгляды на окружающий мир и стать самим собой. В процессе поиска подросток отказывается от прежних ценностей и форм отношений, теряет прежние интересы, которые ещё вчера направляли всю его деятельность. Он начинает психологически отделяться от родителей: критиковать их, ставя родительский авторитет под сомнение и пытается противостоять ему, вступая в конфликты, чтобы отстоять своё «Я» и самоутвердиться.
На фоне быстрых гормональных изменений эмоциональная сфера подростка нестабильна, ему сложно регулировать своё настроение и эмоции, поэтому случаются аффективные вспышки, он может быть чрезмерно резким, грубым, агрессивным, раздражительным.
В скачках роста и изменений подросток порой может вести себя как взрослый, а временами как ребёнок. Такое поведение плохо предсказуемо. Родителям следует быть с подростком всё время начеку. Периодически он может справляться с текущими делами и задачами самостоятельно, нести ответственность, а потом оказывается, что нет, такой нагрузки не выдерживает.
Родители, встречаясь с такими быстрыми изменениями подростка, могут терять контакт с ребёнком, так как трудно бывает принять инаковость внутреннего мира и изменения в поведении подростка, его непохожесть на себя. Раньше ребёнок был продолжением взрослого: послушным, беспрекословно доверяющим родительскому авторитету и контакт выстраивался легко, без чрезмерных усилий. Теперь многое изменилось: ребёнок по-другому чувствует, мыслит, желает не того, что хочет взрослый, не разделяет его ценности.
Встреча с изменениями часто требует от родителей психологической работы над собой, толерантности к инаковости взрослеющего ребёнка. Вопрос принятия инаковости не вытекает из естественной потребности взрослого. Скорее реакцией будет настороженность и сопротивление.
Путь к сохранению контакта родителей со своим ребёнком-подростком в первую очередь лежит через понимание процессов, происходящих в подростковый период и развитие толерантного отношения к этим изменениям. О чём важно знать родителям подростков:
1. Подростковый бунт – это нормально и нужен для развития психики ребёнка, его взросления и сепарации от родителей.
2. Подростковый период ребёнка является для родителей периодом пересмотра и осознания себя, своих собственных предрассудков, установок и стереотипов, готовность их менять и одновременно не обесценивать индивидуальность ребёнка, проявлять уважение, серьёзное отношение и любовь к его личной индивидуальности. Тем самым родители поддерживают желание подростка к поиску себя.
3. Важно признавать право подростка на свой внутренний мир и взгляд на ситуацию, даже если они отличаются от родительского представления.
4. Сильные эмоциональные реакции - это не внутренний выбор ребёнка, они связаны с гормональными изменениями. У одного подростка этот период протекает более спокойно, а у другого экспрессивнее.
5. В контакте с подростком следует сохранять устойчивость. Это не означает, что взрослый не имеет право чувствовать раздражение или злость, когда ребёнок вызывающе себя ведёт, но уметь принять свои чувства, воспользоваться навыками самообладания и выразить их в другой форме, не отвергая и не обесценивая ребёнка. Важно не воспринимать поведение ребёнка, как попытку вас оскорбить или унизить.
6. Проявлять эмпатию, дать себе возможность поставить себя на место ребёнка и почувствовать себя на его месте, вспомнить свои подростковые переживания, опасения/страхи, потребности, обиды и дефициты. Чем выше эмпатия, тем лучше мы понимаем человека и можем посмотреть на ситуацию его глазами.
7. В разговоре активно слушать переживания и потребности подростка. Активно означает, что в диалоге с ребёнком быть именно с ним во время разговора, не отвлекаться на телефон или что-то ещё, быть заинтересованным тем, что он рассказывает, задавать уточняющие вопросы возможно перефразировать сказанное. Это поможет понять ребёнку, что Вы его слушаете и понимаете. Старайтесь избегать критики, советов и негатива в процессе диалога.
Задача родителя подростка - быть рядом и при этом не мешать.
Ваш ребёнок-подросток по-прежнему нуждается в поддержке и заботе, несмотря на то, что демонстрирует самостоятельность и независимость. У него остаётся потребность в границах и правилах, которые ставят взрослые, тем самым упорядочивая внешний мир. Желания в признании и одобрении со стороны родителей всё также актуальны, как и раньше. Ему важно, чтобы он был принят, несмотря на его «непослушное» поведение.
Удачи и благополучия в Вашем непростом родительском труде.
Автор: Егорова Елена, нейропсихолог, гештальт-терапевт, психолог платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids».