Развающий центр для детей КидБург поможет родителям в воспитании ребенка. В развлекательной форме дети получат новые знания, подготовятся к экзаменам и трудностям реальной жизни. С нами дети получат полезный опыт и веселое времяпровождение!

Детский темперамент или почему дети в одной семье такие разные?!

Фото-1.jpg
Как родитель, вы, возможно, задумывались о происхождении тонких различий между вашим ребенком и его братьями, сестрами или сверстниками. Темперамент ребенка относится к уникальным способам, которыми ребенок адаптируется и реагирует на социальную среду и новый опыт. Темпераментные характеристики можно определить по тому, насколько он реактивен, общителен и саморегулируется в поведении и эмоциональных реакциях. Эти характеристики развиваются в первые годы жизни и со временем стабилизируются.

Темперамент ребенка влияет на адаптацию, поведенческие и эмоциональные реакции на социальные ситуации, людей и жизненный опыт, а именно:

влияет на эмоциональную реактивность: высокореактивный ребенок может интенсивно чувствовать и ярко проявлять эмоции в ответ на различные условия или события по сравнению с ребенком с низкой реактивностью, который ведет себя непринужденно;

влияет на общительность: в то время, как ребенок-интроверт может иметь низкую коммуникабельность, ребенок-экстраверт может быть очень общительным и легко чувствовать себя в новом коллективе и обстановке;

формирует саморегуляцию: дети с высокой саморегуляцией могут быть внимательны во время занятий и следовать правилам поведения, а ребенок с низкой саморегуляцией может демонстрировать более короткую продолжительность концентрации внимания и легко сдаваться, он гиперактивен и невнимателен, испытывает сложности, когда приходится следовать правилам;

определяет адаптивность: темперамент ребенка определяет, как он адаптируется и взаимодействует в школе или дома, среди сверстников и родственников, а также во всех других аспектах жизни.

 Фото-2.jpg

Какие факторы влияют на детский темперамент?

До сих пор нет единого мнения, что в наибольшей степени формирует темперамент: природа или воспитание. Давайте рассмотрим все факторы, которые оказывают на него влияние:

1. Генетика. Считается, что детский темперамент генетически детерминирован и присутствует у детей с рождения, что подтверждается исследованиями близнецов. Это указывает на то, что темперамент ребенка по умолчанию должен быть связан с врожденным темпераментом его родителей.

2. Домашняя обстановка. Среда, в которой растет ребенок, влияет на его реактивность, двигательную активность, саморегуляцию и особенности личности, несмотря на генетические факторы. Исследования показывают, что двое детей в одном доме не имеют одинакового темперамента из-за факторов, действующих внутри семьи, таких как структура семьи, домашняя обстановка, совместные занятия, отличающееся отношение и стиль воспитания родителей.

3. Мозг и темперамент. Исследования выявили, что изменения в определенных областях мозга могут отвечать за реакцию ребенка на жизненные ситуации. Так к примеру, большая активация и объем миндалевидного тела влияют торможением на реактивность и эмоциональную возбудимость у детей.

4. Стили воспитания также влияют на темперамент ребёнка. Например, ребенок, у которого было авторитарное (жесткое или строгое) воспитание, может проявлять черты социальной замкнутости и интроверсии, в то время как поддерживающее воспитание позволяет ребенку быть более социально отзывчивым. В семье с частыми конфликтами у ребенка могут развиться поведенческие проблемы, такие как преступность, агрессия, гиперактивность, тревожность, застенчивость, социальная замкнутость, низкая самооценка, раздражительность и депрессия.

Кроме того, на темперамент ребенка могут влиять и такие факторы, как культура, уязвимость перед психосоциальными невзгодами, жесткие методы дисциплины, личный опыт воспитания самих родителей.

 Фото-3.jpg

Можно выделить 3 типа детского темперамента:

1. Условно назовём его «легкий» темперамент, когда дети относительно уравновешены и стабильны во сне, потребности в еде и эмоциональности. Они предпочитают действовать согласно распорядку дня, однако при необходимости также гибко адаптируются к изменениям, организованы и готовы сотрудничать при выполнении заданий и, как правило, хорошо функционируют даже в групповой и шумной обстановке.

У детей с «лёгким» темпераментом может быть позитивное мышление, регулярный распорядок дня и медленная реакция на стрессовые события дома и в школе, в общении со сверстниками и в жизненных ситуациях. Как правило, они социально-адаптированы, откровенны и преданы своему делу, что хорошо ценится и обожается всеми окружающими.

2. Обозначим его, как «сложный» темперамент, когда дети проявляют импульсивность. не могут действовать согласно структурированному распорядку и предпочитают быть спонтанными в своих действиях, могут быть чрезвычайно суетливыми, раздражительными, замкнутыми и проявлять негативный взгляд на социальную среду. Это связано с тревогой, которая у них возникает при столкновении с новым опытом, они легко отвлекаются на шум и мигающий свет. Однако они также очень активны, настойчивы, старательны, энергичны и решительны, когда преданы делу.

Дети со «сложным» темпераментом могут быть очень активными, иметь нерегулярные биологические ритмы и высокую реактивность. Они чувствительны к окружению, что затрудняет их адаптацию. Энергичным детям трудно сосредоточиться на задачах, и они подвержены отвлекающим факторам, что снижает школьную успеваемость. Дома родители могут быть критичными, авторитарными и жесткими по отношению к своим детям из-за сложностей, которые они испытывают, чтобы справиться с «трудным» ребенком.

3. Высоко чувствительные дети с отсроченной реакцией на события, склонны проявлять неприязнь к людям и толпе, могут негативно реагировать, когда их заставляют взаимодействовать. Кроме того, они медленно выражают эмоции или занимаются деятельностью низкой интенсивности, боятся новых впечатлений, но со временем могут постепенно привыкнуть к неизведанному окружению. Первоначальные запреты на получение нового опыта и социальных сценариев имеют тенденцию исчезать при повторении.

Ребенку, который медленно реагирует на внешнюю ситуацию, может потребоваться время и пространство, чтобы понаблюдать за своим окружением и оценить людей вокруг него, прежде чем приспособиться к ним. Они могут не спешить выражать свои мысли, быть менее чувствительными и могут придерживаться или не придерживаться графика. Из-за своей рассудительной натуры застенчивые дети восприимчивы к социальному давлению и давлению со стороны сверстников, что вынуждает их либо замкнуться в себе, либо резко реагировать на незначительные проблемы. Однако позитивное воспитание сможет помочь стать более восприимчивыми к изменениям.

Знание родителей о темпераменте своего ребенка позволяет понять его особенности, триггерные зоны, зоны комфорта и реактивность. Это позволит изменять методы и подходы к воспитанию исходя из индивидуальных психологических особенностей ребёнка. Принятие этих особенностей позволит использовать его сильные стороны и адаптировать методы обучения. Использование жестоких методов воспитания, в попытке полностью изменить темперамент своего ребенка, приносит больше вреда, чем пользы. Братья и сестры, которые отличаются друг от друга, могут хорошо ладить, пытаясь понимать друг друга и заботиться друг о друге. Они могут разговаривать, слушать друг друга и находить то, что нравится обоим. Важно уважать образ жизни и таланты друг друга, это может сделать их отношения счастливыми и поддерживающими.

 

Автор: Анастасия Вячеславовна Дробина, психоаналитически ориентированный психолог, сооснователь платформы детских и подростковых психологов «Teens&Kids».